О попах

—1802*** — «Какого дьявола уродил, такого и имеешь»

«Какого дьявола уродил, такого и имеешь», — говорит крестьянин богу, принеся на церковный алтарь пирог из плохой муки (на поле уродилось больше сорняков, чем пшеницы).

   

—1804A* — Хитрец поступает так, как поп

Хитрец поступает так, как поп: расплачивается словом.

   

1804B — Плата звоном монеты

Плата звоном монеты.

   

1805* — После исповеди

После исповеди: все дети с курчавыми (рыжими) волосами — дети священника.

   

1807 — Поп отпускает грехи вору

Поп отпускает грехи вору: тот говорит на исповеди, что выгнал свинью из поповского гороха, волка из попова коридора и нечистую силу из церкви; поп хвалит его за добрые поступки и отпускает грехи, но потом узнает, что тот украл свинину из его горохового супа (зажарил на гороховом поле свинину, украденную в поповском доме), унес из коридора поповской квартиры шубу и т. п.

   

—1807* — Жадный поп и солдат-вор

Жадный поп и солдат-вор: поп принуждает солдата украсть, чтобы за исповедь получить с него 10 копеек; солдат ворует поповскую шапку, выгодно продает ее, признается в воровстве попу, а тот, не зная, что украдена его шапка, отпускает солдату грехи.

   

1807A — «Владелец отказался взять»

«Владелец отказался взять»: мошенник крадет на исповеди у священника часы; говорит, что украл часы, и предлагает их ему в уплату за прежние благодеяния; священник отказывается принять краденое; велит вору вернуть часы владельцу: «Но владелец отказался взять их». — «Тогда можешь оставить их себе».

   

—1807A** — Бродяга обманывает попа, обещая ему «тягло» (курительную трубку)

Бродяга обманывает попа, обещая ему «тягло» (курительную трубку); поп же думает, что ему обещают скот.

   

—1807A*** — «Белорыбица»

«Белорыбица»: мужик приходит исповедоваться и вручает попу будто бы белорыбицу, а на самом деле полено в кульке; поп охотно отпускает eму «грешок», а потом возмущается: «Где же белорыбица?!».

   

—1808* — Кающийся крестьянин

Кающийся крестьянин: ворует у пастора свинью и просит искупления своей вины; пастор настаивает, чтобы крестьянин всенародно признался в воровстве; тот и заявил прихожанам: «Пастор приказал мне у вас в своих грехах просить прощения».

   

1811A — Обет не пить от св. Георгия (23 апреля) до св. Дмитрия (26 октября)

Обет не пить от св. Георгия (23 апреля) до св. Дмитрия (26 октября): понято, как не пить между церквами, носящими имена этих святых.

   

—1813* — Проповедь

Проповедь: поп разжалобил прихожан своей проповедью, они начали плакать; желая успокоить их, он говорит, что это, может быть, все неправда.

   

1825=AA 1825A — Прихожане жалуются

Прихожане жалуются: поп в проповеди обещает архиерею взятку; тот оставляет жалобу прихожан без последствий.

   

1825B — Безграмотный поп

Безграмотный поп: твердит одну и ту же фразу или поет песни; жалобы крестьян отклонены.

   

—1825B* — «По единой»

«По единой»: каждый раз произносит при выпивке поп, за что владыка определяет, что он может быть благочинным или протоиереем; благочинный же вместо «по единой» просит у владыки разрешения «повторить», за что наказывается.

   

—1825B** — Мужик оправдывает пьяного попа

Мужик оправдывает пьяного попа: он все же держится на ногах и в состоянии отправлять службу.

   

1825D*=1694=AA 1825*D — Прихожане подражают попу

Прихожане подражают попу: поп велит прихожанам делать во время богослужения то же, что и он; угли из кадила попадают ему в сапоги, он топочет ногами, затем ложится на пол и трясется, лягается; прихожане подражают ему.

   

—1825D** — Поминальная

Поминальная: поп поминает Тита; бабы повторяют за ним нараспев: «Ти-та, ти-та, ти-та» и приплясывают.

   

—1825D***=AA *1825 I — Хитрый дьячок

Хитрый дьячок: залепляет дегтем рот первому жалобщику; остальные предпочитают молчать.

   

1826 — Поп может не проповедовать

Поп может не проповедовать: в попы ставят неграмотного; он отказывается проповедовать — если прихожане знают слово божие (евангелие), служить незачем; если не знают, также бесполезно («Будем читать три недели подряд в закрытой церкви»; миряне разбегаются); если же знает только половина, пусть знающие научат незнающих.

   

—1826** — Проповедь о сивой кобыле

Проповедь о сивой кобыле: прихожане жалуются на попа, не читающего в церкви проповедей; поп, возмущенный жалобой, выступает перед ними с проповедью, в которой поносит их, угрожает адом, истолковывая символически названия частей тела сивой кобылы.

   

—1826*** — Поп-завирало

Поп-завирало: дьякон по просьбе священника дергает его каждый раз за одежду, когда он во время проповеди завирается.

   

—1826**** — Недоразумение

Недоразумение: ксендз во время богослужения делает замечания насчет женских нагрудных украшений; прихожанин, у которого за пазухой спрятаны покупки, принимает эти замечания на свой счет и в гневе бросает их к ногам ксендза.

   

1826A* — Бежавший святой

Бежавший святой: шутник уносит изображение святого из церкви; священник думает, что святой убежал от него, потому что он был плохим священником.

   

1827A — Карты (бутылка водки) падают из рукава проповедника

Карты (бутылка водки) падают из рукава проповедника: спасает положение, приведя прихожанам соответствующие примеры: «Так и вы падаете в ад».

   

1829=K 1777 — Живой человек изображает статую святого

Живой человек изображает статую святого: работник ксендза (попа) съедает в погребе сметану, приносит туда и оставляет там статую (икону) святого (Пантелеймона, Малярия), обмазав ей рот сметаной (ср.: 1572А*, 1575*); экономка, придя в погреб за сметаной, бьет палкой и раскалывает статую; в праздник этого святого ксендз заменяет в храме разбитую статую нагим кузнецом (платит ему за это); во время богослужения на голого кузнеца падает из кадила горячий уголек, и он убегает. Ср.: 1359С.

   

1829A* — «Святые съели сметану»

см. 1572А* («Святые съели сметану»).

   

—1829B** — Монах приносит в монастырь женщину

Монах приносит в монастырь женщину в корзине (мешке) под видом грибов, якобы собранных им в лесу (сена, статуи святого).

   

1831 — Воровская обедня

Воровская обедня: поп и дьякон воруют лошадей (коров, овец) и переговариваются об этом за обедней под видом службы (переговариваются с прихожанином, посланным воровать и вернувшимся в церковь во время обедни).

   

1831B=AA 1829* — Церковная служба

Церковная служба: дьякон во время службы смотрит в окно, кто что несет в церковь: «Старуха идет, масло несет». — «Подай, господи!». — «Мужик идет, дубину несет». — «Тебе, господи!».

   

Страница 3 из 4

Предыдущая 1 2 3 4 Следующая
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.