***

826=AA *826 — Праведник и черт в церкви

Праведник и черт в церкви: человек не ходит в церковь, но так свят, что может ходить по воде; заходит однажды в церковь, видит черта, записывающего грехи, смеется над ним и на обратном пути погружается в воду.

   

827=AA *827 — Простецкая молитва

Простецкая молитва: человек (двое, трое) молится неправильно: «Трое вас, трое нас, помилуй нас!» (прыгает через колоду: «Тебе, боже, — мне, боже!»); священник учит его правильной молитве; тот ее забывает и бежит за священником по воде; священник, убедившись в действенности его молитвы, советует ему молиться по-прежнему.

   

—827* — Монах и голуби

Монах и голуби: монастырская братия судит монаха за то, что он ест до заутрени; монах призывает голубей в свидетели того, что не он один рано ест; голуби подтверждают это, и судьи признают монаха святым.

   

—827** — Как стать праведником?

Как стать праведником? Монах советует молодому человеку вернуться в семью и трудиться.

   

—827*** — Монах — спасенная душа

Монах — спасенная душа: является в крестьянскую семью, где молятся два раза в день — утром и вечером; видит, как в избу прилетают ангелы, и заключает, что мирянам легче спасаться, ибо они трудятся от зари до зари и не думают, как в монастыре, грешны они или безгрешны.

   

—827**** — «B деревне — монах, в монастыре — бык»

«B деревне — монах, в монастыре — бык»: так определяет неизвестный голос положение мужика, испытывающего участь то бедного и многодетного человека, то пресытившегося беззаботного монаха.

   

828 — Срок жизни людей и животных

Срок жизни людей и животных: вначале всем было отпущено тридцать лет; для животных это много, для человека — мало; человек получил часть срока жизни животных.

   

—828* — Святые и бог у черта в винокурне

Святые и бог у черта в винокурне: Илья, Никола и бог (Никола и бог, Илья и Никола, один Никола) приходят к черту, когда он гонит водку, и отведывают ее.

   

—828** — Овцы в море

Овцы в море: человек пасет овец, которые уходят в море; идет за овцами; овцы превращаются в людей, баран — в попа (святого); раскрыв эту тайну, человек достигает счастья (награждается).

   

—828*** — Три невесты вместо одной

Три невесты вместо одной: отец соглашается выдать единственную дочь за троих женихов; в девушек превращаются свинья и собака; позже отец навещает всех зятьев и узнает по поведению настоящую дочь.

   

830 — Отказ испросить благословение у бога

Отказ испросить благословение у бога. Ср.: AT 836.

   

830B — «Земля уродит и без бога»

«Земля уродит и без бога»: человек утверждает, что земля уродит и без бога; в наказание бог посылает неурожай.

   

—830B* — Сеет «камень»

Сеет «камень»: человек на вопрос, что он сеет, отвечает: «Камень»; в наказание родится каменный горох.

   

831 — Поп в козлиной (бычьей) шкуре

Поп в козлиной (бычьей) шкуре: поп хочет отнять найденный бедняком клад; надевает на себя козлиную или бычью шкуру с рогами, чтобы испугать его; шкура прирастает к жадному попу.

   

—831A* — Жадный поп (богач)

Жадный поп (богач): чтобы захватить часть поля у соседа, передвигает на меже камень; на суде под присягой утверждает, что не передвигал; умирает, из земли кричит: «Куда его отдать?»; обиженный отвечает: «Где взял, туда и отдай!»; камень возвращается на прежнее место; превращен в крота и постоянно обитает под землей.

   

—831B* — Поп

Поп: от имени умершего требует у бедняка свинью; бедняк раскрывает обман.

   

—831C* — Поповские глаза

Поповские глаза: благочестивый человек находит череп и пытается холстом закрыть глазные впадины; не может; оказывается, череп — поповский, а у попа глаза завидущие, и потому, чтобы закрыть их, надо предварительно заткнуть их соломой.

   

—832** — Солдат и ведьма

Солдат и ведьма: солдат останавливается на постой в избе ведьмы; выслеживает свою хозяйку, когда она отправляется на шабаш (к чертям); превращает ее в лошадь и ездит на ней всю ночь; ведьма снова принимает человеческий облик, но руки и ноги оказываются подкованными; изобличенную ведьму казнят.

   

—832*** — Старшая ведьма

Старшая ведьма: ее безуспешно пытаются отравить обиженные ею завистливые ведьмы; приехав в ад, она отсылает коней обратно на землю и произносит заклятье, чтоб кони там окаменели.

   

—832**** — Луна и черт

Луна и черт: бог создает луну в помощь солнцу, черт подлетает к луне, грызет ее и пытается скинуть с неба; когда от луны остается небольшой огрызок, солнце направляет в черта свои лучи, и он спасается от них бегством.

   

834{1}=AA 834A — Предназначенный клад

Предназначенный клад: богач находит в лесу (на дороге) вместо клада, который искал, дохлую собаку, бросает ее с досады бедняку в окно — она рассыпается золотом.

   

834{2}=745A=AA 834*B — Клад не дается в руки тому, кому он не предназначен (Деньги в дупле дерева)

Клад не дается в руки тому, кому он не предназначен (Деньги в дупле дерева): дерево подплывает к берегу богатого, он отталкивает его; бедняк вытаскивает (деньги положены в хлеб или пирог и отнесены богачу, богач отсылает его обратно). Ср.: 736, AT 740*, 841.

   

—834* — Предназначенное богатство от лошади

Предназначенное богатство от лошади: бедняк одалживает у богача деньги на покупку лошади; по совету странника покупает самую плохую клячу, которая становится отличной лошадью; во время пахоты наталкивается на клад; лошадь приносит хозяину двенадцать жеребят.

   

—834** — Дитя в золоте

Дитя в золоте: бедная женщина забывает в поле свое дитя; возвращается туда и находит его в золоте; завистливая богатая соседка нарочно оставляет свое дитя в поле; черти растерзали его.

   

—834*** — Черт, рассыпавшийся золотом

Черт, рассыпавшийся золотом: мужик подвозит на своей телеге черта, ссорится с ним и убивает его; закапывает труп черта, который при этом рассыпается золотом; пан забирает золото у мужика; ночью пан слышит голоса, укоряющие его за это; возвращает золото мужику.

   

837 — Наказанный скупец

Наказанный скупец: дает нищему отравленный хлеб; нищий в лесу отдает этот хлеб сыну скупца (скупец хочет отравить воробьев, отравляет себя и гостей).

   

839 — Один грех влечет за собой другие

Один грех влечет за собой другие: человек, предупрежденный об этом богом (искушенный чертом), совершает сначала один грех — выпивает вина, а за ним другой — съедает в пост скоромное или совершает блуд, и третий — убивает человека.

   

—839* —Черти мстят пустыннику

Черти мстят пустыннику: за то, что он сообщает царю об их тайном посещении обедов во дворце; соблазняют и женят его.

   

839A*=AA *839 I — Пустынник и черти

Пустынник и черти: чтобы соблазнить пустынника, черти хотят перековать его на молодого (ср.: 753) или женить; пустынник крестится — вместо кузницы (церкви) оказывается кол.

   

839B*=AA *839 II — Странник и бесы

Странник и бесы: бесы гоняются за странником; мысль о богородице спасает его.

   

Страница 1 из 2

Предыдущая 1 2 Следующая
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.