Русские народные сказки Литература о сказках Балушок В. Г. Инициации древних славян: попытка реконструкции - Страница 10

Балушок В. Г. Инициации древних славян: попытка реконструкции - Страница 10

Исследователи отмечают, что «имеется прямая связь в славянской и балтской традициях между свадебным ритуалом и ликантропией»67. Такая связь объясняется, по нашему имению, тем, что члены мужских «волчьих» союзов умыкали девушек, которые жили с ними в мужских домах и с которыми они позже вступали в брак. Умыкание девушек членами юношеских «братств» и проживание их в мужских домах сохранялось у некоторых народов Индии до недавнего времени68. Определенные пережитки добрачной свободы молодежи, сопряженные с существованием парубоцких и дiвоцьких громад (совместная ночевка в общем помещении и пр.), у украинцев, а также у южных славян свидетельствуют о существовании данного обычая у наших предков в далеком прошлом69. Брак умыканием вообще был одной из самых распространенных форм брака у древних индоевропейцев. Причем эта форма брака, как показывают исследования лингвистов, связывалась с «людьми-волками». В частности, существовала формула «быть волком», что означало «особый юридический статус при брачном обряде похищения женщины»70. «Повесть Временных лет» свидетельствует о распространении этого обычая и у древних славян71. Типичную картину захвата женщин членами «волчьего» союза мы видим в былине о Волхе Всеславьевиче. Здесь дружинники Волха, рубя «старова, малова, / А и только оставляют по выбору / Душечки красны девицы». «А и те ево дружина хоробрая / И на тех девицах переженилися»72. На бытование в прошлом умыкания женщин членами «волчьих» союзов указывает уже упоминавшееся название шафера со стороны жениха «волком», сохранившееся в среднерусских говорах. Об этом же свидетельствует и украинское поверье, согласно которому боярин со стороны жениха часто является вовкулакой, а также то, что особая угроза жениху превратиться в волка существует, когда невесту берут из другой деревни73. (Ср. заговор примака из Прионежья: «Я иду, зверь лапист и горд, горластый, волк зубастый; я есть волк, а вы есть овцы мои»)74.

21

Вопрос о божестве-покровителе инициаций и «волчьих» союзов весьма сложен. В качестве такового у древних индоевропейцев выступал бог-воитель. Но у разных народов были разные божества-покровители.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.