Русские народные сказки Литература о сказках Костюхин Е. А. Ядреный русский юмор - Страница 5

Костюхин Е. А. Ядреный русский юмор - Страница 5

Да и в России они обращались, вне сомнения, во всех социальных слоях русского народа: об этом говорит множество их вариантов, записанных не только во времена Афанасьева, но и много позднее, причем прежде всего именно у крестьян. С таким же успехом можно объявить «заветные» сказки солдатскими: еще большая часть их, нежели «лакейская», сложилась не в крестьянской избе, а в казарме. Основательность афанасьевского собрания в том, что оно во всех отношениях универсально, представляя разные социальные группы и разные регионы Российского государства.

14

Автор предисловия предполагал, что нарекания будут обращены не только к издателю, «но и против народа, создавшего такие сказки, в которых народная фантазия в ярких картинах и нимало не стесняясь выражениями развернула всю силу и все богатство своего юмора». В русской культурной традиции народ критиковать не принято, и народные «заветные» сказки нередко берутся под защиту. Между тем они нуждаются не в защите, а в трезвой оценке. Согласимся с В. И. Далем: «Изучение Руси со всех сторон, во всех отношениях, по мнению моему, не должно быть чуждо и постыдно русскому»7.

15

Всякому непредубежденному читателю «заветных» сказок ясно: собрание их очень пестро. Здесь есть действительно блестящие образцы народного юмора и сатиры, остроумные пародии, полные пылкой фантазии и игры ума. Но читатель найдет здесь и тексты бездарные, обнаруживающие скудость ума, просто грязные — то, что современный русский человек называет словом «похабель». Что же, народ составляют люди разные  — и сказки у них разные. К счастью, таких бездарных сказок в собрании Афанасьева немного, и не они определяют лицо этого в целом замечательного сборника.

16

Идеологические штампы, в которые отливалось понятие «советский народ», препятствовали не только изданию «соромных» (точное народное определение!) сказок, но и их изучению. Сама тема была лишь однажды поставлена в советской фольклористике — в цитировавшейся уже статье А. И. Никифорова «Эротика в великорусской народной сказке»8. Эта тема ждет специальных исследований, которых пока нет.

17

Как объяснить сам феномен «соромных» сказок — откуда они взялись и каково их место в русской культуре?



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.