Русские народные сказки Литература о сказках Костюхин Е. А. Ядреный русский юмор - Страница 8

Костюхин Е. А. Ядреный русский юмор - Страница 8

Но фольклористы обычно преувеличивают силу социального протеста, заложенного в этих сюжетах. Их назначение было не в том, чтобы раздувать ненависть к классовым врагам. Комическое было средством смягчения социального гнета, а сказка — своего рода социальным реваншем: в жизни мужик всегда был под барином, в сказке же он — над барином и над попом (иногда эта метафора реализовывалась в самой простой, грубой форме). И все же комические сказки не сводятся к социальной сатире, и не стоит преувеличивать остроту сатирических стрел, пускаемых в барина и попа. Сказка не щадит и своего брата мужика. В одних и тех же сказках персонажи варьируются: поп, барин, мужик — каждый может стать предметом осмеяния. Это значит, что социальный реванш — вещь очень важная, но в сказках не единственная. Главнее оказывается смех, направленный на несовершенство человеческой природы (в том числе и несовершенство социальное).

23

О смехе и так называемой «смеховой культуре» написаны горы книг. Смех выжигал и уничтожал, смех открывал относительность всякого рода социальных законов и моральных установлений (а сознание их абсолютной модальности гнетет). Но смех и примирял с действительностью. Не так уж она ужасна и не столь уж невыносимо бремя человеческого существования, если в действительности обнаруживаются изъяны, над которыми можно весело посмеяться. Смех, стало быть, смягчал давление «репрессивной цивилизации», давал некоторое ощущение свободы в несвободном мире.

24

Итак, смех облегчал тяготы социальных требований, предъявляемых к человеку, смех освобождал. Не менее важна его роль в развитии словесного искусства. «Заветные» сказки не только смешны, но и забавны. В русской культуре сложилась традиция высоких требований к словесному искусству. «Поэт в России — больше чем поэт», он должен быть непременно пророком, «спасать Россию». Это явление чуждо Западной Европе, и никто из писателей, кажется, не спасал в Новое время Англию или Францию. Всемерно уважая пророческое призвание отечественных писателей, видящих в слове оружие страшной силы, заметим все же, что литература создается и для удовольствия человека, для игры его ума и воображения, просто для забавы. Игра и забава, как известно, — вещи не пустые, и литература, ими обделенная, человечески неполноценна. Такой игрой ума и воображения в фольклоре была прежде всего сказка.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.